Положение о системе управления охраной труда (Проект примерного положения)
ПРОЕКТ
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДA
1. Настоящее Примерное положение о системе управления охраной труда (далее – Примерное положение) разработано в целях оказания поддержки работодателям в реализации государственной политики и требований государственных нормативных актов[1] по охране труда через создание и обеспечении эффективного функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) у работодателя, содействия в разработке внутренних локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ у работодателя, разработке и реализации профилактических мероприятий по охране труда.
Требования настоящего Примерного положения обязательны к исполнению работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, работодателями - физическими лицами (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Требования настоящего Примерного положения не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, без привлечения работников по трудовым договорам, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей – субъектов малого предпринимательства, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, численность работников которых не превышает 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек.
Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет до 100 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения предусмотренных пунктом 53 настоящего Примерного положения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей в соответствии с пунктами 46 - 52 настоящего Примерного положения.
Требования настоящего Примерного положения могут не распространяться на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников более 50 человек, при отсутствии у них производственного оборудования, являющегося источником вредных производственных факторов, уровень воздействия которых превышает установленные гигиенические нормативы.
Требования настоящего Примерного положения могут не распространяться на работодателей с численностью работников от 50 до 100 человек, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам, при отсутствии у них структурных подразделений, осуществляющих производственную деятельность, а также производственного оборудования, являющегося источником вредных производственных факторов, уровень воздействия которых превышает установленные гигиенические нормативы.
Требования настоящего Примерного положения могут не распространяться на работодателей с численностью работников от 100 до 500 человек, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам, при отсутствии у них структурных подразделений, осуществляющих производственную деятельность, а также производственного оборудования, являющегося источником вредных производственных факторов, уровень воздействия которых превышает установленные гигиенические нормативы, но при наличии в штатном расписании службы (специалиста) по охране труда.
При наличии у работодателя с численностью работников от 50 до 500 человек структурных подразделений, осуществляющих производственную деятельность, а также производственного оборудования, являющегося источником вредных производственных факторов, уровень воздействия которых превышает установленные гигиенические нормативы, а также у работодателя с численностью работников более 500 человек СУОТ создается в соответствии с требованиями Примерного положения.
2. Создание и обеспечение эффективного функционирования СУОТ осуществляется работодателем с учетом специфики деятельности, принятых на себя обязательств по охране труда, международных, межгосударственных и национальных стандартов и руководств, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда, заключенных межотраслевых (отраслевых) соглашений, содержащих вопросы управления охраной труда.
3. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя. СУОТ может быть интегрирована и совместима с другими действующими системами управления у работодателя.
СУОТ представляет собой единство:
- организационных структур управления работодателя с зафиксированными в локальных нормативных актах функциональными обязанностями его должностных лиц на всех уровнях управления;
- процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по управлению профессиональными рисками, улучшению условий труда, эффективной организации работ по охране труда на рабочих местах и развитию культуры безопасности на всех уровнях управления в организации;
- устанавливающей требования (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей предпринимаемые действия (журналы, акты, записи) документации.
4. Действие СУОТ распространяется на все рабочие места, все структурные подразделения (филиалы, обособленные подразделения, территорию, здания, сооружения и т.п.) работодателя, находящиеся в его ведении, в пределах установленной юрисдикции и зоны ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, а также на подрядные организации, осуществляющие деятельность на территории работодателя. В указанном случае требования СУОТ должны быть доведены до указанных подрядных организаций в части, касающейся обеспечения соблюдения требований охраны труда при выполняемых ими работах.
5. Работодатель обеспечивает принятие и развитие СУОТ, финансирование мероприятий в рамках СУОТ и ресурсное обеспечение функционирования СУОТ, что обеспечит на регулярной основе улучшение условий и охраны труда, минимизацию уровней профессиональных рисков, создание безопасных рабочих мест, предотвращение связанных с работой травм и ухудшений состояния здоровья работников, формирование культуры безопасного труда, обеспечивает безопасную рабочую среду для работников.
Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий внутри процесса, направленными на обеспечение функционирования СУОТ являются:
а) Планирование мероприятий по охране труда;
б) Выполнение мероприятий по охране труда;
г) Контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
д) Формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
е) Управление документами в СУОТ;
ж) Информирование работников и взаимодействие с ними;
з) Распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
6. Формирование и развитие СУОТ в соответствии с государственными нормативными требованиями по охране труда и данным Примерным положением, позволит работодателю сформировать устойчивую основу для планомерной работы по охране труда и улучшению условий труда на рабочих местах, внедрить базовые принципы управления профессиональными рисками, обеспечить интеграцию СУОТ с другими элементами системы управления, реализовать предупреждающие (профилактические) мероприятия и улучшать собственные показатели деятельности в области охраны труда.
Политика и цели работодателя в области охраны труда
7. Направления развития СУОТ следует документировать в виде локального нормативного акта, принятого работодателем, который может быть разработан и принят в виде Политики по охране труда, либо быть одной из составных частей стратегии развития работодателя.
8. Политика (стратегия) по охране труда должна:
- быть направлена на обеспечение безопасных и благоприятных для здоровья работников условий труда, предотвращение связанных с работой травм и ухудшения состояния здоровья работников, обеспечивать финансирование мероприятий по охране труда и управлению профессиональными рисками;
- соответствовать специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления по охране труда;
- устанавливать цели по охране труда;
- включать обязательство соблюдать установленные государственные нормативные требования по охране труда;
- включать обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
- включать обязательство работодателя постоянно улучшать СУОТ;
- включать обязательство проведения консультаций с работниками или уполномоченными работниками представительными органами, а также обеспечения их участия или их уполномоченных представителей в решении вопросов и реализации мероприятий по охране труда.
9. Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется пересматривать (актуализировать) не реже чем раз в 3 (три) года.
10. Цели по охране труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда. Если работодатель принял решение не разрабатывать Политику (стратегию) по охране труда, то цели по охране труда могут быть разработаны и приняты работодателем с учетом действующих локальных нормативных актов по охране труда, разработанных с учетом государственных нормативных требований по охране труда.
Принятые цели по охране труда достигаются работодателем путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных данным разделом II настоящего Примерного положения.
11. Цели формулируются с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
Количество целей по охране труда определяются работодателем с учетом специфики его деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам.
Соблюдение государственных нормативных требований охраны труда
12. С целью реализации процедур и исполнения мероприятий, направленных на исполнение действующих государственных нормативных требований по охране труда, работодатель устанавливает (определяет) с учетом специфики своей деятельности порядок реализации внутри процесса по охране труда следующих процедур (мероприятий) по:
- проведению специальной оценки условий труда;
- управлению профессиональными рисками;
- проведение обучения работников по охране труда;
- организации и проведению медицинских осмотров, освидетельствований и обследований работников;
- обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;
- обеспечению работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений;
- обеспечению безопасности работников при осуществлении технологических процессов, эксплуатации применяемого производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов;
- обеспечению социального страхования работников;
- обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- расследованию, оформлению, учету аварий, инцидентов, несчастных случаев и микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний и реагированию на них в рамках СУОТ;
- обеспечению взаимодействия с органами государственного надзора (контроля), органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- обеспечению безопасности работников подрядных организаций;
- организации и проведению работ повышенной опасности;
- внедрению и осуществлению электронного документооборота в сфере охраны труда по мере готовности;
- контролю соблюдения требований охраны труда;
- введению (по необходимости) аудио-, видео-, фото- фиксации производственных процессов;
- информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
13. Порядок разработки и реализации мероприятий, направленных на исполнение действующих государственных нормативных требований охраны труда внутри СУОТ, должны быть закреплены работодателем в локальных нормативных актах. Также должны быть определены меры регулярного контроля за исполнением мероприятий, указанных в пункте 12 настоящего Примерного положения.
Перечень процессов в СУОТ работодателя формируется по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, численности и состава работников, видов выполняемых работ при осуществлении производственной деятельности. По решению работодателя перечень основных процессов СУОТ может быть расширен с целью организации функционирования в рамках СУОТ других процессов, учитывающих специфику деятельности работодателя.
Управление профессиональными рисками
14. Приоритетным направлением деятельности СУОТ работодателя является обеспечение максимально полной идентификации опасностей и принятия мер по их устранению, в том числе посредством минимизации уровня профессиональных рисков с помощью результативных предупреждающих и защитных мер управления.
15. Работодатель вправе использовать разные методы для оценки уровня профессиональных рисков в области охраны труда как часть общих процедур реагирования на различные опасности, производственные риски или особенности вида деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков определяется опасностями, связанными с осуществляемой работодателем деятельностью.
16. Опасности могут быть физическими, психологическими, биологическими, химическими, электрическими, механическими или основанными на движении и энергии, перечень опасностей приведен в Приложении № 1 к настоящему Примерному положению. Работодатель вправе дополнить перечень указанных опасностей дополнительными опасностями, исходя из специфики своей деятельности.
17. Работодатель осуществляет анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах.
18. Допускается использование работодателем различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Работодатель вправе привлечь для оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска в организации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Планирование и контроль реализации мероприятий по охране труда
20. При планировании мероприятий по охране труда работодатель рассматривает взаимосвязь между осуществляемой деятельностью, соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, сформированными целями по охране труда и требованиями к функционированию СУОТ, как единое целое.
21. В Плане мероприятий по охране труда отражаются:
- мероприятия, разработанные на основании результатов проведенного работодателем и (или) комиссией по охране труда (при наличии) анализа состояния условий и охраны труда на рабочих местах, оценки эффективности функционирования СУОТ, анализа достижения целей по охране труда и т.п.;
- мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
- мероприятия, разработанные по результатам управления профессиональными рисками оценки опасностей на рабочих местах, направленные на минимизацию их воздействия на работников и деятельность самого работодателя;
- мероприятия, разработанные по результатам расследования несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, микроповреждений (микротравм), инцидентов и аварий, произошедших в периоде предшествующему планированию;
- мероприятия, направленные на обучение и развитие компетенций работников по охране труда;
- мероприятия, предусматривающие проведение медицинских осмотров работников в необходимом объеме с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
- мероприятия по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты с учетом единых норм бесплатной выдачи СИЗ, установленных государственными нормативными требованиями охраны труда;
- мероприятия по обеспечению работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием с учетом установленных государственных нормативных требований охран труда;
- мероприятия по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур, определяющих функционирование СУОТ и закрепленных локальными нормативными актами работодателя;
- ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур, определяющих функционирование СУОТ, а также по достижению целевых показателей по охране труда;
- сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур, определяющих функционирование СУОТ;
- ответственные лица за реализацию мероприятий по охране труда на каждом уровне управления;
- выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур, определяющих функционирование СУОТ.
22. При составлении Плана мероприятий по охране труда работодатель также руководствуется примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
23. В рамках функционирования СУОТ должен быть определен механизм регулярного контроля и анализа исполнения принятых Планов мероприятий по охране труда.
Результаты контроля и анализа исполнения мероприятий по охране труда доводятся до сведения работодателя не реже одного раза в год для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования СУОТ.
24. Информация об исполнении мероприятий по охране труда доводится до сведения работников и(или) их уполномоченных лиц, а также всех заинтересованных сторон на регулярной основе, в том числе, с использованием действующих федеральных государственных информационных систем – ФГИС СОУТ и ЕИСОТ.
Мониторинг и оценка эффективности функционирования СУОТ
25. Работодатель обеспечивает создание, применение и поддержание в работоспособном состоянии процессов мониторинга, измерения, анализа и оценки показателей функционирования СУОТ и своей деятельности в области охраны труда.
26. Работодатель разрабатывает (определяет) и закрепляет локальным нормативным актом порядок реализации мониторинга и оценки эффективности функционирования СУОТ в том числе:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда;
в) получение данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ.
27. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым можно отнести:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности, перечень которых приведен в приложении № 2 к настоящему Примерному положению, выявления опасностей и определения уровня профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
г) регулярный мониторинг эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фото- наблюдения.
28. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, мониторинга достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления работодатель вправе реализовать многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фото- наблюдения.
29. Работодатель обязан лично контролировать и оценивать эффективность СУОТ. Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки эффективности функционирования СУОТ организации, мониторинга и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой экспертной организации, имеющей соответствующую компетенцию.
30. При проведении контроля функционирования СУОТ, мониторинга и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, работодатель предусматривает оценку следующих показателей:
- достижение поставленных целей в области охраны труда;
- способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;
- эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
- необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
- полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
31. Работодатель фиксирует и сохраняет соответствующую (подходящую) документированную информацию по результаты контроля функционирования СУОТ, мониторинга реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, содержащую результаты проведения мониторинга, измерений, анализа и оценки показателей деятельности.
32. Результаты контроля функционирования СУОТ, мониторинга реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда оформляются и утверждаются локальным нормативным актом работодателя.
Планирование улучшений функционирования СУОТ
33. Планирование мероприятий по охране труда обеспечивает постоянное выявление потенциальных рисков, связанных с деятельностью работодателя, и возможность реализации профилактических мер управления, как в отношении работников, так и СУОТ в целом.
34. Работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ, мониторинга реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также обязательность учета результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
Обучение и развитие компетенций по охране труда
35. С целью организации процедуры обучения работников по охране труда работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень профессий (должностей) работников, в том числе выполняющих работы повышенной опасности, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
в) перечень профессий (должностей) работников, в том числе выполняющих работы повышенной опасности, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
г) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от обучения безопасным приемам выполнения работ у работодателя;
д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения повторного инструктажа на рабочем месте;
е) работников, ответственных за проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда у работодателя;
ж) вопросы, включаемые в программу проведения инструктажей по охране труда;
з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний требований охраны труда в комиссии работодателя;
л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим;
м) порядок организации и проведения инструктажей по охране труда;
н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте.
36. В ходе организации процедуры обучения работников по охране труда работодатель учитывает необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.
Консультации и взаимодействие по охране труда
37. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда работодателя (при её наличии) или уполномоченных по охране труда.
Рекомендации по работе комиссии по охране труда, а также уполномоченных по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
38. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления, работодатель может реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.
39. Для реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда необходимо обеспечить:
- предоставление времени и выделение ресурсов для участия работников и (или) их уполномоченных представителей в обсуждении и решений вопросов по охране труда;
- своевременное предоставление работникам и (или) их уполномоченных представителям доступа к информации относительно функционирования СУОТ;
- выявление и устранение препятствий для участия работников и (или) их уполномоченных представителей в обсуждении вопросов по охране труда и минимизация препятствий в случае, если они не могут быть устранены в полной мере;
г) координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам:
установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и разработка мер управления (плана мероприятий) по охране труда;
определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
установление порядка реализации требований в области охраны труда;
установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями и их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.
Формирование и развитие культуры безопасного труда
40. Продвижение культуры безопасного труда как ключевого элемента СУОТ направлено на формирование и развитие у работников культуры предотвращения аварий и инцидентов, недопущения несчастных случаев путем принятия всех практически осуществимых мер управления для сведения к минимуму опасностей и минимизации уровня профессиональных рисков у работодателя.
41. Руководство работодателя обеспечивает лидерство и приверженность охране труда, если возлагает на себя ответственность за процессы и мероприятия по охране труда со своим непосредственным участием или в рамках своих функциональных обязанностей по обеспечению охраны труда.
42. Руководители работодателя в целях продвижение культуры безопасного труда как ключевого элемента СУОТ и обеспечения управленческого лидерства по охране труда должны обеспечить реализацию следующих принципов:
- охрана труда и безопасность работников на рабочих местах является основной (ключевой) ценностью у работодателя;
- устранению опасностей, снижению уровня профессиональных рисков, защите работников, привержены все руководители не зависимо от уровня управления и должностных обязанностей;
- все необходимые ресурсы для реализации и поддержания программ мероприятий по охране труда выделяются в необходимом объеме и в срок;
- сведения, касающиеся вопросов охраны труда и здоровья в организации, доводятся до сведения всех работников и других заинтересованных лиц в доступной и открытой форме.
43. Руководство работодателя демонстрирует свое лидерство по охране труда посредством обеспечения поддержки и стимулирования работников, если они информируют об инцидентах, опасностях, профессиональных рисках на рабочих местах, обеспечения защиты работников от наказаний (таких, как угроза увольнения или применения мер дисциплинарного воздействия), если действия работника обеспечивают выполнение требований охраны труда.
44. В результате продвижения культуры безопасного труда как ключевого элемента СУОТ у работодателя должны быть сформированы несколько тесно связанных между собой элементов:
- риск-культура как совокупность ценностей, убеждений, понимания и знаний в сфере управления профессиональными рисками, разделяемых и применяемых на практике работниками на всех уровнях управления;
- культура информирования, когда работники с готовностью сообщают о проблемах, ошибках, опасностях и рисках на рабочих местах;
- справедливая культура, построенная на атмосфере доверия, которая побуждает работников предоставлять сведения, имеющие отношение к охране труда, и где каждый знает, что приемлемо, а что недопустимо;
- гибкая культура, обеспечивающая адаптацию к меняющимся условиям или новым требованиям, соблюдая при этом требования охраны труда;
- культура обучения, когда работники индивидуально и все вместе стремятся улучшить состояние охраны труда на рабочих местах, информируют по вопросам охраны труда, делятся опытом и наблюдениями.
45. Культура безопасного труда, которая поддерживает эффективное функционирование СУОТ, обеспечивается результатом деятельности руководства работодателя и является совокупностью индивидуальных и групповых ценностей, позиций (взглядов), управленческой практики, восприятий, компетенций и характера деятельности каждого из работников.
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя
46. Работодатель обеспечивает установление функциональных обязанностей и уровней ответственности в области охраны труда для всех работников с учетом требований Трудового Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
47. Распределение обязанностей в области охраны труда между должностными лицами работодателя, а также работниками, осуществляется работодателем с учетом уровней управления в организации.
48. Работникам должны быть предоставлены необходимые полномочия для осуществления соответствующих функций/обязанностей внутри СУОТ у работодателя с учетом их должностных обязанностей.
При этом специалист по охране труда (руководитель структурного подразделения по охране труда) подчиняется непосредственно работодателю.
49. Функциональные обязанности по охране труда доводятся до сведения работников на всех уровнях управления у работодателя. Работники на каждом таком уровне управления должны принять на себя ответственность за те аспекты СУОТ, которыми они могут управлять в рамках имеющихся полномочий и закрепленных за ними обязанностей по охране труда.
50. Распределение функциональных обязанностей по охране труда между должностными лицами у работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления, организационной структуры и отражается в локальных нормативных актах.
51. Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.
52. Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления и структуры организации работодателя. На каждом таком уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или работника, принимающего участие в управлении.
53. В качестве уровней управления по охране труда у работодателя могут рассматриваться:
а) рабочее место;
б) уровень производственной бригады или группы;
в) уровень производственного участка;
г) уровень производственного цеха;
д) уровень структурного подразделения (отдела);
д) уровень службы;
е) уровень совокупности нескольких структурных подразделений (управления);
ж) уровень группы структурных подразделений (департамента);
з) уровень филиала или обособленного структурного подразделения (дивизиона);
и) уровень работодателя в целом.
Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и положений данного пункта, вправе самостоятельно определить свою структуру уровней управления охраной труда.
54. С учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления (организационной структуры), штатного расписания и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.
55. Распределение функциональных обязанностей в области охраны труда закрепляется в локальном нормативном акте работодателя, либо в разделе положения о СУОТ, описывающем порядок обеспечения функционирования СУОТ, либо в должностных инструкциях и (или) трудовых договорах лиц, участвующих в реализации мероприятий по охране труда на всех уровнях управления и с учетом организационной структуры работодателя.
Реагирование на несчастные случаи и профессиональные заболевания
56. С целью недопущения несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости работодатель, исходя из специфики деятельности, устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей и потенциальных рисков возникновения и развития возможных инцидентов и аварий на рабочих местах, а также порядок действий в случае их возникновения.
57. При установлении порядка действий при возникновении инцидента или аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на инциденты и аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в указанном случае:
- защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий инцидента или аварии;
- возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
- прекращение и недопущение выполнения работы в условиях аварийной ситуации и ликвидации ее последствий;
- предоставление информации об инциденте или аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними, в том числе с возможностью аудио-, видео-, фото- фиксации момента наступления указанного события;
- оказание первой помощи пострадавшим в результате инцидентов или аварий и несчастных случаев на производстве, включая случаи получения микротравм, и, при необходимости, вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
- подготовку работников для реализации мер по предупреждению инцидентов и аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, моделирующих такие события.
58. Проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок обеспечивает возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на инциденты и аварии в рамках реагирующего контроля.
59. С целью своевременного определения причин возникновения инцидентов, аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений (микротравм), работодатель, исходя из специфики своей деятельности, действующих государственных нормативных требований охраны труда и своих локальных нормативных актов, устанавливает порядок расследования инцидентов, аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
60. Результаты реагирования на инциденты, аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме актов с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
61. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателем осуществляется в размере суммы затрат, не ниже установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
62. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ работодателю необходимо при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда использовать имеющийся передовой опыт в данной сфере, свои финансовые, производственные (функциональные) возможности, а также учитывать возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
63. Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда[2].
Локальные нормативные акты по СУОТ работодателя
64. Работодатель обеспечивает разработку, поддержание в актуальном состоянии, применение, а также фиксацию и сохранение документированной информации о применяемых у него требованиях по охране труда, а также обеспечивает поддержание этой документированной информации в актуальном состоянии для отражения всех изменений.
65. Документированной основой для организации и функционирования СУОТ у работодателя может являться разработанное и принятое им положение о СУОТ. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
66. Положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя может содержать следующие разделы (подразделы):
- общий порядок обеспечения функционирования СУОТ;
- порядок разработки и реализации процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;
- планирование и исполнения мероприятий по охране труда;
- контроль исполнения мероприятий и достижения результатов;
- мониторинг и анализ реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда;
- планирование улучшений функционирования СУОТ;
- анализ со стороны руководства работодателя эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей по охране труда;
- управление документированной информацией СУОТ.
67. Отдельными локальными нормативными актами по охране труда у работодателя могут быть разработаны и утверждены на основе государственных нормативных требований охраны труда:
- порядок управления профессиональными рисками;
- внутренние нормативы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- порядок обучения и развития компетенций по охране труда;
- распределение функциональных обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя с учетом управленческой (организационной) структуры;
- организация работы комиссии по охране труда;
- организация работы комиссии по охране труда и уполномоченных по охране труда;
- организация работы по соблюдению требований охраны труда подрядных организаций и т.п.
68. Указанный перечень локальных нормативных актов по охране труда не является окончательным и исчерпывающим. Каждый работодатель самостоятельно определяет необходимость разработки и принятия документированной процедуры по охране труда с учетом специфики своей деятельности, поставленных целей по охране труда, предписаний (рекомендаций) государственных надзорных органов, а также с учетом лучших практик в данной области.
Управление документами СУОТ
69. С целью организации управления документами СУОТ работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) содержание, уровень детализации процессов, формы и порядок оформления локальных нормативных актов и иных документов, содержащих описание структуры СУОТ или отдельных ее элементов, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения и конкретного работника (исполнителя), процессы обеспечения охраны труда и контроля исполнения мероприятий, необходимые связи между структурными подразделениями, обеспечивающие функционирование СУОТ и т.п.
70. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются работодателем на всех уровнях управления с учетом специфики его деятельности и организационной структуры. Работодателем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки и место их хранения.
71. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению без учета государственных нормативных требований охраны труда, определяются следующие контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из функционирования СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об инцидентах, авариях, микроповреждениях (микротравмах), несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдения за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля и анализа функционирования СУОТ.
Информирование работников по охране труда
72. С целью организации процедуры информирования работников о функционировании СУОТ, достижении поставленных целей по охране труда, условиях труда и уровне профессиональных рисков на рабочих местах, а также о предоставляемых гарантиях и полагающихся компенсациях, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок осуществления и формы информирования.
73. Порядок осуществления и формы информирования работников по вопросам охраны труда могут быть разработаны и закреплены работодателем в виде локального нормативного акта.
74. Информирование по охране труда может осуществляться в форме:
- включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
- ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в открытых информационных ресурсах, доступных для ознакомления работниками;
- проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
- изготовления и распространения аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
- использования информационных ресурсов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»;
- размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
75. Примерное положение содержит требования, которые могут быть использованы работодателем для внедрения и обеспечения функционирования СУОТ, а также для оценки соответствия этим требованиям. Требования данного Примерного положения должны рассматриваться работодателем в целях реализации системного подхода функционирования СУОТ с учетом наличия связи между требованиями одного раздела с требованиями других разделов Примерного положения, а также действующих государственных нормативных требований охраны труда.
76. Работодатель обладает свободой и гибкостью в определении границ и применимости при внедрении у себя, развитии и организации функционирования СУОТ. Область применения СУОТ в зависимости от особенностей деятельности работодателя может распространяться как на все структурные подразделения работодателя, так и на отдельное его структурное подразделение с учетом требований пункта 1 настоящего Примерного положения, при этом на руководство такого структурного подразделения должны быть возложены обязанности, ответственность и полномочия для создания, развития и обеспечения эффективного функционирования СУОТ.
77. Осуществляемые работодателем деятельность, продукция и услуги, которые влияют или могут повлиять на показатели в области охраны труда, обязательно включаются в область применения СУОТ.
78. Настоящее Примерное положение может быть использовано работодателями в полном объеме или частично для улучшения действующей у него СУОТ. Заявление такого работодателя о соответствии настоящему Примерному положению не может быть признано достоверным до внедрения в СУОТ работодателя всех требований Примерного положения и их выполнения без каких-либо исключений.
79. Область применения и функционирования СУОТ работодателя отражает фактическую деятельность работодателя в сфере охраны труда в установленных границах СУОТ.
Приложение № 1
к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «____» _________ 2021 г. № ______
Перечень опасностей, подлежащих выявлению и идентификации в рамках системы управления охраной труда
1.Механические опасности;
1.1 Опасность падения работника;
1.1.1. Опасность падения из-за потери равновесия при подскальзывании при передвижении по скользким, обледенелым, зажиренным и мокрым поверхностям;
1.1.2. Опасность падения с высоты, в том числе при выполнении альпинистских работ;
1.2. Опасность удара;
1.2.1. Опасность удара из-за падения перемещаемого груза
1.2.2. Опасность удара из-за падения случайных предметов (грузов) с высоты
1.2.3. Опасность удара деталями или заготовками, которые могут отлететь из-за плохого или неправильного закрепления;
1.2.4. Опасность удара тяжелым инструментом: при падении, при неправильной эксплуатации, удара вращающимися или движущимися частями оборудования и т.д.;
1.2.5. Опасность удара и/или пореза отлетающими осколками оборудования, деталей, инструмента, стекла, в том числе оконного;
1.2.6. Опасность удара от механического упругого элемента;
1.2.7. Опасность падения на ноги тяжелого предмета;
1.2.8. Столкновение с неподвижным предметом или элементом конструкции, оказавшимся на пути следования;
1.2.9. Другие опасности, связанные с получением работником удара;
1.3. Опасность натыкания на неподвижную колющую поверхность (острие);
1.3.1. Опасность укола из-за натыкания на неподвижную колющую поверхность (острие), в том числе, штыри, арматуру, углы, анкерные устройства и т.д.;
1.3.2. Опасность укола в результате воздействия движущихся колющих частей механизмов, машин;
1.3.3. Другие опасности, связанные с уколом или протыканием работника;
1.4. Опасность затягивания в подвижные части машин и механизмов;
1.4.1. Опасность затягивания в подвижные части машин и механизмов;
1.4.2. Опасность наматывания волос, частей одежды, средств индивидуальной защиты;
1.4.3. Другие опасности, связанные с затягиванием работника в механизмы и агрегаты;
1.5. Опасность травмирования по причине трения или воздействия абразивного материала при соприкосновении;
1.5.1. Опасность воздействия движущегося абразивного элемента, необработанной древесины, опасность проникновения занозы под кожу;
1.5.2. Опасность трения или абразивного воздействия вертикальных и горизонтальных поверхностей в результате движения работника;
1.5.3. Другие опасности, связанные с трением или воздействием абразивного материала при соприкосновении;
1.6. Опасность пореза;
1.6.1. Опасность пореза в результате воздействия движущихся режущих частей механизмов, машин;
1.6.2. Опасность пореза в результате воздействия острых кромок и заусенцев и т.д.;
1.6.3. Опасность пореза в результате воздействия острого режущего инструмента (дисковые ножи, дисковые пилы и т.д., кроме ножей поварских);
1.6.4. Опасность пореза в результате воздействия острого режущего инструмента (обвалка мяса и т.д.);
1.6.5. Опасность пореза в результате воздействия ручной цепной пилы;
1.6.6. Опасность пореза частей тела острыми кромками металлической стружки (при механической обработке металлических заготовок и деталей);
1.6.7. Опасность пореза разбившимися стеклянными, фарфоровыми и/или керамическими предметами, а также пластиковыми изделиями с острыми краями;
1.6.8. Другие опасности, связанные с порезом частей тела работника;
1.7. Опасность попадания в глаза инородного тела;
1.7.1. Опасность попадания в глаза стружки, мелких осколков, крупнодисперсной пыли;
1.7.2. Другие опасности, связанные с попадания в глаза инородного тела;
1.8. Опасность, связанная с мацерацией (разбуханием) кожи;
1.8.1. Опасность растрескивания, возникновения дерматитов, аллергических реакций вследствие мацерации (разбухания) кожи при работах, выполняемых в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки);
1.8.2. Другие опасности, связанные с мацерацией (разбуханием) кожи;
1.9. Опасность, связанная с выполнением работ на значительной глубине;
1.9.1. Опасность, связанная с выполнением работ на значительной глубине; в том числе под землей, в том числе в открытых разрезах, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых и эксплуатацией шахт;
1.9.2. Другие опасности, связанные с работой на глубине;
1.10. Прочие механические опасности;
2. Опасность, связанная с воздействием общих производственных загрязнений;
2.1. Опасность ухудшения здоровья работника в результате воздействия общих производственных загрязнений;
2.2. Опасность воздействия на кожу трудносмываемых, устойчивых загрязнений: технических масел, смазок, нефтепродуктов, лаков, красок, смол, клеев, битума, мазута, силиконов, сажи, графита, различных видов производственной пыли (в том числе угольной, металлической, стекольной, стекловолоконной) и т.д.;
2.3. Другие опасности, связанные с общими производственными загрязнениями;
3. Опасности, связанные с воздействием электрического тока, статического электричества, а также с воздействием термических рисков электрической дуги;
3.1 Опасность воздействия электрического тока при контакте с токоведущими частями, которые находятся под напряжением до 1000 В;
3.2. Опасность воздействия электрического тока при контакте с токоведущими частями, которые находятся под напряжением выше 1000 В;
3.3. Опасность попадания под шаговое напряжение (электричество);
3.4. Опасность последствий воздействия статического электричества, в том числе при работе во взрывопожарной среде;
3.5. Опасность поражения током от наведенного напряжения на рабочем месте;
3.6. Опасность поражения вследствие возникновения электрической дуги;
3.7. Другие опасности, связанные с воздействием электрического тока, статического электричества, а также с воздействием термических рисков электрической дуги;
4. Опасности, связанные с воздействием повышенных/пониженных температур;
4.1. Опасность, связанная с воздействием конвективной теплоты;
4.1.1. Опасность ожога из-за контакта с поверхностью имеющую высокую температуру;
4.1.2. Опасность ожога из-за контакта с материалом, жидкостью или газом имеющим высокую температуру;
4.1.3. Другие опасности, связанные с воздействием конвективной теплоты;
4.2. Опасность ожога от кратковременного воздействия открытого пламени, выплесков, искр и брызг расплавленного металла и металлической окалины;
4.2.1. Опасность ожога от воздействия открытого пламени;
4.2.2. Опасность ожога роговицы глаза горячими жидкостями и газами, а также тепловым излучением и воздействием открытого пламени;
4.2.3. Опасность ожога от искр и брызг расплавленного металла и окалины;
4.2.4. Опасность ожога от выплеска расплавленного металла;
4.2.5. Другие опасности, связанные с получением ожога;
4.3. Опасности контакта с охлажденной поверхностью;
4.3.1. Опасность обморожения из-за контакта с поверхностью имеющую низкую температуру;
4.3.2. Опасность обморожения из-за контакта с жидкостью или газом, имеющим низкую температуру;
4.4. Другие опасности, связанные с повышенными и пониженными температурами;
5. Опасности, связанные с климатом (повышенной/пониженной температурой воздуха) в рабочей зоне;
5.1. Опасность простудного заболевания из-за воздействия пониженной температуры воздуха;
5.2. Опасность обморожения мягких тканей и конечностей;
5.3. Опасность теплового удара при длительном нахождении на открытом воздухе при прямом воздействии лучей солнца на незащищенную поверхность головы;
5.4. Опасность теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха;
5.5. Опасность теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха;
5.6. Опасность воздействия влажности в виде тумана, росы, атмосферных осадков, конденсата;
5.7. Опасность заболевания из-за воздействия движения воздуха, в том числе, пониженной температуры;
5.8. Другие опасности, связанные с климатом в рабочей зоне;
6. Опасность недостатка кислорода;
6.1. Опасность недостатка кислорода в замкнутых технологических емкостях;
6.2. Опасность недостатка кислорода из-за вытеснения его другими газами или жидкостями;
6.3. Опасность недостатка кислорода в подземных сооружениях;
6.4. Другие опасности, связанные с недостатком кислорода в рабочей зоне;
7. Химические опасности;
7.1. Опасность от контакта с водой и растворами нетоксичных веществ;
7.1.1. Опасность от контакта с водой, растворами нетоксичных веществ;
7.1.2. Другие опасности, связанные с контактом с водой и растворами нетоксичных веществ;
7.2. Опасность от контакта с высокоопасными веществами;
7.2.1. Опасность поражения из-за химических ожогов кожи при контакте с опасными веществами;
7.2.2. Опасность поражения слизистых из-за химических ожогов кожи при контакте с опасными веществами;
7.2.3. Опасность отравления организма при контакте с высокоопасными веществами;
7.2.4. Опасность вдыхания высокоопасных веществ;
7.3. Опасность воздействия на кожные покровы кислот, щелочей, смазочно-охлаждающих жидкостей на водной основе, щелочемасляных эмульсий;
7.3.1. Опасность от вдыхания паров вредных жидкостей, газов, пыли, тумана, дыма;
7.3.2. Опасность поражения легких от вдыхания вредных паров или газов;
7.3.3. Опасность поражения слизистых оболочек дыхательных путей от вдыхания вредных паров или газов;
7.4. Опасность химического ожога роговицы глаза из-за попадания опасных веществ в глаза;
7.5. Опасность вдыханиятоксичных паров, образовавшихся при нагревании;
7.6. Опасность воздействия на кожные покровы технических (смазочных) масел, нефти и/или нефтепродуктов;
7.7. Опасность воздействия на кожные покровы чистящих и обезжиривающих, дезинфицирующих веществ;
7.8. Другие опасности, связанные с воздействием химического фактора на работника;
8. Опасность воздействия пыли
8.1Опасность воздействия пыли на глаза;
8.2. Опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;
8.3. Опасность воздействия пыли на кожу;
8.4. Опасности воздействия воздушных взвесей вредных химических веществ;
8.4.1. Опасность воздействия на органы дыхания воздушных взвесей, содержащих смазочные масла;
8.4.2. Опасность воздействия на органы дыхания воздушных смесей, содержащих чистящие и обезжиривающие вещества;
8.5. Другие опасности, связанные с воздействием пыли на работника;
9. Опасность из-за воздействия биологического фактора (микроорганизмы, насекомые, паукообразные);
9.1. Опасность из-за воздействия микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов;
9.2. Опасность заболевания, связанная с воздействием патогенных микроорганизмов;
9.3. Опасность заражения вследствие инфекции от укуса паукообразных и насекомых;
9.4. Опасность контакта с патогенными микроорганизмами;
9.4.1. Опасность воздействия патогенных микроорганизмов, связанная с выполнением работ в закрытой спецобуви;
9.5. Другие опасности, связанные с воздействием биологического фактора на работника;
10. Опасность физических перегрузок;
10.1 Опасность физических перегрузок при чрезмерных физических усилиях при подъеме предметов и деталей;
10.2. Опасность физических перегрузок при чрезмерных физических усилиях при перемещении предметов и деталей;
10.3. Опасность физических перегрузок при стереотипных рабочих движениях;
10.4. Опасность физических перегрузок при статических нагрузках;
10.5. Опасность физических перегрузок при неудобной рабочей позе;
10.6. Опасность физических перегрузок при наклонах корпуса тела работника более 30°;
10.7. Другие опасности, связанные с физической перегрузкой;
11. Опасность воздействия повышенного уровня шума;
11.1. Опасность воздействия повышенного уровня и других неблагоприятных характеристик шума;
11.2. Повышенный (низкочастотный) уровень ультразвуковых колебаний (воздушный и контактный ультразвук);
11.3. Повышенный (высокочастотный) уровень ультразвуковых колебаний (контактный ультразвук);
11.4. Другие опасности, связанные с повышенным уровнем шума в рабочей зоне;
12. Опасность от воздействия локальной вибрации;
12.1. Опасность воздействия локальной вибрации при использовании ручных механизмов;
12.2. Опасность воздействия общей вибрации;
12.3. Другие опасности, связанные с воздействием вибрации;
13. Опасность, связанная с освещением/контрастностью в рабочей зоне;
13.1. Опасность получения травмы в связи с недостаточной освещенностью в рабочей зоне;
13.2. Опасность повышенной яркости света;
13.3. Опасность пониженной контрастности;
13.4. Другие опасности, связанные с воздействием световой среды;
14. Опасность, связанные с воздействием неионизирующих излучений от воздействия электрического, электростатического и электромагнитного полей;
14.1. Опасность, связанная с воздействием электростатического поля;
14.2. Опасность, связанная с воздействием электромагнитных полей;
14.3. Опасность, связанная с воздействием электрического поля промышленной частоты;
14.4. Опасность, связанная с воздействием теплового излучения;
14.5. Опасность, связанная с воздействием лазерного излучения;
14.6. Опасность, связанная с воздействием ультрафиолетового излучения на глаза;
14.7. Опасность, связанная с воздействием ультрафиолетового излучения на кожу (наружные, сварочные, иные работы);
14.8. Другие опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений от воздействия электрического, электростатического и электромагнитного полей;
15. Опасности, связанные с воздействием ионизирующих излучений;
15.1. Опасность, связанная с воздействием гамма-излучения;
15.2. Опасность, связанная с воздействием рентгеновского излучения;
15.3. Опасность, связанная с воздействием альфа-, бета-излучений, электронного или ионного и нейтронного излучения;
15.4. Другие опасности, связанные с воздействием ионизирующих излучений;
16. Опасность нанесения увечий животными (млекопитающими, птицами, рыбами);
16.1. Опасность укуса животным;
16.2. Опасность заражения от животных;
16.3. Другие опасности, связанные с воздействием животных на работника;
17. Опасность негативного воздействия растений;
17.1. Опасность воздействия пыльцы, фитонцидов и других веществ, выделяемых растениями;
17.2. Опасность ожога выделяемыми растениями веществами;
17.3. Опасность пореза растениями;
17.4. Другие опасности, связанные с воздействием растений;
18. Опасность, связанная с пожаром;
18.1. Опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
18.2. Другие опасности, связанные с пожаром;
19. Опасности, связанные с транспортными средствами;
19.1. Опасность наезда на человека;
19.2. Опасность раздавливания человека, находящегося между двумя сближающимися транспортными средствами;
19.3. Другие опасности, связанные с транспортными средствами;
20. Опасности, связанные с работой во взрывопожароопасной атмосфере;
20.1. Опасность самовозгорания горючих веществ;
20.2. Опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара;
20.3. Опасность воздействия ударной волны;
20.4. Другие опасности, связанные с взрывом;
21. Опасность, связанная с загрязнением одежды специальной;
21.1. Опасность, связанная с воздействием трудносмываемых загрязнителей и выходом из строя одежды специальной многократного применения;
21.2. Другие опасности, связанные с загрязнением одежды специальной.
Приложение № 2
к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «____» _________ 2021 г. № ______
Перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования охраны труда
- Электро- и газосварочные работы, в том числе:
- Работа на высоте, в том числе:
- Монтажные и ремонтные работы на высоте более 1,8 м от уровня пола без применения инвентарных лесов и подмостей;
- Окрасочные работы на высоте, выполняемые на рабочих местах рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами;
- Работы на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей;
- Работы на высоте, выполняемые на нестационарных рабочих местах, в том числе работы по очистке крыш зданий от снега;
- Работы, выполняемые на высоте и за бортом;
- Строительные, монтажные и ремонтные работы на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей;
- Электросварочные и газосварочные работы, выполняемые в замкнутых и труднодоступных пространствах (внутри оборудования, аппаратов, резервуаров, баков, в колодцах, в тоннелях, каналах и ямах), а также на высоте;
- Электросварочные и газосварочные работы, выполняемые на высоте более 5 м.
- Газоопасные работы, в том числе:
- Газоопасные работы (включая вскрытие, очистку, осмотр, подготовку к ремонту и ремонтные работы в емкостях);
- Газоопасные работы (присоединение вновь построенных газопроводов к действующей газовой сети, пуск газа в газопроводы и другие объекты систем газоснабжения при вводе в эксплуатацию, после их ремонта или расконсервации, виды ремонта, связанные с проведением огневых и сварочных работ на действующих внутренних и наружных газопроводах, газоиспользующих установках и другом газооборудовании);
- Газоопасные работы (присоединение вновь построенных газопроводов к действующей газовой сети, пуск газа в газопроводы и другие объекты систем газоснабжения при вводе в эксплуатацию, после их ремонта или расконсервации, все виды ремонта, связанные с проведением огневых и сварочных работ на действующих внутренних и наружных газопроводах, газоиспользующих установках и другом оборудовании);
- Газоопасные работы (присоединение вновь построенных газопроводов к действующей газовой сети, пуск газа в газопроводы и другие объекты систем газоснабжения при вводе в эксплуатацию, после их ремонта или расконсервации, все виды ремонта, связанные с проведением огневых и сварочных работ на действующих внутренних и наружных газопроводах, газоиспользующих установках и другом газовом оборудовании);
- Газоопасные работы, выполняемые на сетях газопотребления, связанные с проведением ремонтных работ и возобновлением пуска газа;
- Газоопасные работы, связанные со сливом хлора и аммиака из железнодорожных цистерн в емкости склада и аммиачной воды и гипохлорита натрия из железнодорожных и автомобильных цистерн в емкости склада, а также с очисткой хлорных и аммиачных танков, испарителей и буферных емкостей, с ревизией емкостного оборудования, в котором находился озон.
- Ветеринарные манипуляции с хищными и особо опасными животными в зоопарках.
- Внутренний осмотр и гидравлические испытания сосудов на складе хлора, на складе аммиачной селитры и в дозаторных.
- Внутренний осмотр, очистка и ремонт дробильных установок, болтушек.
- Водолазные работы в зоопарках.
- Временные огневые работы, связанные с аварийно-восстановительным ремонтом оборудования, резкой и отогреванием оборудования и коммуникаций, и работы во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.
- Временные огневые работы, связанные с аварийно-восстановительным ремонтом техники, оборудования и коммуникаций, и работы во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.
- Все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.
- Загрузка мельниц мелющими телами.
- Зачистка и ремонт резервуаров.
- Кормление, размещение, лечение и уход за опасными и хищными животными в зоопарках.
- Кормление, размещение, лечение и уход за опасными и хищными животными в цирках.
- Корректировка и чистка ванн металлопокрытий, фильтрование вредных и ядовитых растворов, а также обезвреживание тары и отходов от них.
- Кровельные работы газопламенным способом.
- Механическая очистка конденсаторов холодильных установок.
- Монтаж и демонтаж оборудования.
- Монтаж и демонтаж технологического оборудования.
- Монтаж оборудования, трубопроводов и воздухопроводов в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газопроводов, а также складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов.
- Монтаж трамвайных путей.
- Монтажные и ремонтные работы в непосредственной близости от открытых движущихся частей работающего оборудования, а также вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением.
- Монтажные и ремонтные работы в непосредственной близости от открытых движущихся частей работающего технологического оборудования, а также вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением.
- Монтажные работы в действующих теплосиловых и электрических цехах, ремонтные работы на электроустановках в открытых распределительных устройствах и в электрических сетях.
- Нанесение антикоррозионных покрытий.
- Огневые работы в пожароопасных и взрывоопасных помещениях.
- Огневые работы на расстоянии менее 20 м от колодцев производственно-дождевой канализации и менее 50 м от открытых нефтеловушек.
- Огневые работы, связанные с аварийно-восстановительным ремонтом оборудования, резкой и отогреванием оборудования и коммуникаций, и работы во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.
- Окрасочные работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности и поражения электрическим током.
- Окрасочные работы грузоподъемных кранов.
- Окрасочные работы крупногабаритных изделий вне окрасочных камер.
- Окрасочные работы крыш зданий при отсутствии ограждений по их периметру.
- Окрасочные работы, выполняемые в замкнутых объемах, в ограниченных пространствах.
- Осмотр и ремонт надсушильных, подсушильных бункеров и тепловлагообменников.
- Осмотр и ремонт приемных устройств бункеров, рабочего пространства щековых и конусных дробилок, очистка вручную разгрузочных воронок грохотов.
- Осуществление текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего опасного производственного объекта.
- Очистка газоходов.
- Очистка оборудования от цианистых солей.
- Очистка решеток в каналах очистных сооружений.
- Перемещение тяжеловесных и крупногабаритных грузов при отсутствии машин соответствующей грузоподъемности.
- Погрузка и выгрузка кормовой рыбной муки.
- Приготовление растворов и электролитов.
- Проведение огневых работ в пожароопасных и взрывоопасных помещениях.
- Проведение ремонтных работ при эксплуатации теплоиспользующих установок, тепловых сетей и оборудования.
- Производство монтажных и ремонтных работ в непосредственной близости от открытых движущихся частей работающего оборудования, а также вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением.
- Производство монтажных и ремонтных работ в непосредственной близости от открытых движущихся частей работающего технологического оборудования, а также вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением.
- Производство монтажных и ремонтных работ вблизи действующего оборудования.
- Производство ремонтных и монтажных работ в непосредственной близости от открытых движущихся частей работающего оборудования, а также вблизи электрических приводов, находящихся под напряжением.
- Пусконаладочные работы, проводимые на опасных производственных объектах.
- Работа в действующих электроустановках.
- Работы в воздушных номерах в цирках.
- Работы в замкнутых объемах и ограниченных пространствах.
- Работы в колодцах, камерах, подземных коммуникациях, резервуарах, без принудительной вентиляции.
- Работы в колодцах, камерах, резервуарах, подземных коммуникациях, на насосных станциях без принудительной вентиляции, в опорожненных напорных водоводах и канализационных коллекторах.
- Работы в колодцах, шурфах, замкнутых, заглубленных и труднодоступных пространствах.
- Работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности и поражения электрическим током.
- Работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.
- Работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения (помещения, в которых применяются и хранятся сильнодействующие ядовитые и химические вещества).
- Работы в мизансценах с полетами, люками-провалами, передвижными площадками (фурками), подъемно-опускными площадками, постановочными транспортерами в театрах.
- Работы в мизансценах с полетами, люками-провалами, передвижными площадками (фурками), подъемно-опускными площадками, постановочными транспортерами в цирках.
- Работы в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог.
- Работы в подвалах.
- Работы в подземных (полузаглубленных) павильонах водозаборных скважин.
- Работы в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих средств индивидуальной защиты.
- Работы в постановках батальных сцен в театрах.
- Работы в теплосиловых и электрических цехах, ремонтные работы на электроустановках в открытых распределительных устройствах и в сетях, работы по ремонту находящихся в эксплуатации теплоиспользующих установок, тепловых сетей и теплового оборудования.
- Работы внутри оборудования (вращающихся печей, пылеосадительных камер, мельниц, бункеров, сушильных барабанов, топок, реакторов, слоевых подготовителей).
- Работы во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.
- Работы на участках, на которых имеется или может возникнуть опасность, связанная с выполнением опасных работ на смежных участках.
- Работы по валке леса в особо опасных условиях.
- Работы по вскрытию сосудов и трубопроводов, работающих под давлением
- Работы по испытанию сосудов, работающих под давлением.
- Работы по монтажу, демонтажу и ремонту артезианских скважин и водоподъемного оборудования.
- Работы по монтажу, демонтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию грузоподъемных кранов, лифтов, элеваторов, спускников, ленточных, пластинчатых и цепных конвейеров.
- Работы по монтажу, демонтажу, ремонту, наладке и профилактическому обслуживанию технологического оборудования (агрегаты, насосы перекачки агрессивных и взрывопожарных жидкостей).
- Работы по окуриванию и парафинированию дошников, их вскрытию, очистке и осмотру.
- Работы по очистке емкостей для ЛКМ, растворителей и разбавителей при необходимости нахождения работников внутри емкостей.
- Работы по очистке и ремонту воздуховодов, фильтров и вентиляторов вытяжных систем вентиляции складов и других помещений, в которых хранятся сильнодействующие ядовитые и другие опасные вещества.
- Работы по очистке и ремонту воздуховодов, фильтров и вентиляторов вытяжных систем вентиляции химических лабораторий, складов и других помещений, в которых хранятся сильнодействующие химические и другие опасные вещества.
- Работы по очистке и ремонту воздухоотводов, фильтров и вентиляторов вытяжных систем вентиляции химических лабораторий, складов и других помещений, в которых хранятся сильнодействующие химические, радиоактивные и другие опасные вещества.
- Работы по подъему, монтажу и демонтажу тяжеловесного и крупногабаритного оборудования.
- Работы по разборке (обрушению) зданий и сооружений, а также по укреплению и восстановлению аварийных частей и элементов зданий и сооружений.
- Работы по разрушению образовывающихся в печах зависаний.
- Работы по ремонту оборудования и трубопроводов, в которых обращаются (транспортируются) опасные химические вещества.
- Работы по ремонту трубопроводов пара и горячей воды.
- Работы по сливу легковоспламеняющихся жидкостей, кислот и щелочей из железнодорожных цистерн при отсутствии оборудованных сливных эстакад с механизированными средствами слива.
- Работы по сливу легковоспламеняющихся жидкостей, кислот и щелочей из железнодорожных цистерн при отсутствии специально оборудованных сливных эстакад с механизированными средствами слива.
- Работы по установке и выемке опор.
- Работы с использованием воды и других жидкостей в театрах.
- Работы с использованием каналоочистительных машин.
- Работы с применением в производственных процессах оружейного реквизита, лазерных установок в театрах.
- Работы с применением в производственных процессах оружейного реквизита, лазерных установок в цирках.
- Работы с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктопроводов, складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов.
- Работы с применением подъемных сооружений.
- Работы с применением подъемных сооружений и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктопроводов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов.
- Работы с применением строительно-монтажного пистолета.
- Работы с ручным пиротехническим инструментом.
- Работы, выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих средств индивидуальной защиты.
- Работы, связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях.
- Работы, связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами.
- Работы, выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов.
- Работы, выполняемые в зданиях или сооружениях, находящихся в аварийном состоянии.
- Работы, выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды.
- Работы, выполняемые в сушильных камерах, коллекторах, колодцах, цистернах и иных замкнутых объемах и ограниченных пространствах.
- Работы, выполняемые на оползневых склонах.
- Работы, выполняемые на участках с патогенным заражением почвы.
- Работы, выполняемые по хлорированию водопроводных сетей, резервуаров чистой воды, фильтров.
- Работы, выполняемые с поверхности льда и над открытой водной поверхностью.
- Работы, выполняемые: в зонах с постоянно действующими опасными или вредными производственными факторами; в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газопроводов, а также складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов; в колодцах, шурфах или закрытых емкостях; в зданиях или сооружениях, находящихся в аварийном состоянии.
- Работы, выполняемые: в охранных зонах воздушных линий электропередачи, подземных газопроводов, нефтепроводов и подземных коммуникаций; на участках с патогенным заражением почвы; в зданиях или сооружениях, находящихся в аварийном состоянии.
- Работы, производимые на проезжей части дороги при движении транспорта.
- Работы, связанные с выступлением на манеже опасных животных в цирках.
- Работы, связанные с выступлением на сцене животных в театрах.
- Работы, связанные с кормлением, уходом, тренировками и выступлениями с опасными животными в зоопарках.
- Работы, связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов рыбопромысловых судов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами.
- Работы, связанные с разборкой (обрушением) зданий и сооружений, а также укреплением и восстановлением аварийных частей и элементов зданий и сооружений.
- Работы, связанные с транспортировкой и уничтожением сильнодействующих ядовитых веществ.
- Работы, связанные с эксплуатацией бактерицидных установок.
- Работы, связанные со спуском работников в приемные воронки питателей технологического оборудования, силосы и бункера для их осмотра или ремонта.
- Работы, связанные: с протравливанием семенного материала; со спуском работников в приемные воронки питателей технологического оборудования, силосы и бункеры для осмотра или ремонта; с осмотром и ремонтом надсушильных, подсушильных бункеров и тепловлагообменников; с очисткой решеток в каналах очистных сооружений; с обслуживанием песколовушек очистных сооружений; с профилактическим осмотром и ремонтными работами на флотационных установках очистных сооружений; с ремонтом отстойников, оборудования или трубопроводов очистных сооружений; с проведением ремонтных работы внутри аэротенков.
- Разборка покосившихся и опасных (неправильно уложенных) штабелей круглых лесоматериалов.
- Ремонт аммиачных холодильных установок.
- Ремонт вращающихся механизмов.
- Ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей.
- Ремонт и замена арматуры и трубопроводов сильнодействующих ядовитых веществ.
- Ремонт оборудования, газоходов, систем топливоподачи.
- Ремонт подъемных сооружений (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей.
- Ремонт сливо-наливного оборудования эстакад.
- Ремонт трубопроводов пара и горячей воды.
- Ремонт трубопроводов пара и горячей воды технологического оборудования
- Ремонт, очистка и ревизия колпака сушильной части бумагоделательной машины, сушильных цилиндров, метальных устройств, гидроразбивателей, вакуум- фильтров.
- Ремонтные работы в мазутном хозяйстве.
- Ремонтные работы в электроустановках, открытых распределительных устройствах и в сетях.
- Ремонтные работы внутри диффузионных аппаратов.
- Ремонтные работы на находящихся в эксплуатации теплоиспользующих установках, тепловых сетях и тепловом оборудовании.
- Ремонтные работы на электроустановках в открытых распределительных устройствах и в сетях.
- Ремонтные работы, выполняемые на канализационных насосных станциях, метантенках и в других сооружениях и помещениях, при которых возможно появление взрывопожароопасных газов.
- Ремонтные, монтажные, наладочные, строительные работы в цехах и на территории организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
- Работы по очистке и ремонту воздуховодов, фильтров и вентиляторов вытяжных систем вентиляции помещений, в которых хранятся сильнодействующие химические и другие опасные вещества.
- Рытье котлованов, траншей глубиной более 1,5 м и производство работ в них
- Санитарная обработка танков для перевозки жира.
- Теплоизоляционные работы, нанесение антикоррозийных покрытий.
- Техническое обслуживание и ремонт объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
- Транспортирование и уничтожение сильнодействующих ядовитых веществ.
- Транспортировка опасных и хищных животных в зоопарках и цирках.
Данный Перечень работ повышенной опасности не является исчерпывающим для работодателя и может быть расширен. Разработка и утверждение Перечня работ повышенной опасности осуществляется локальным нормативным актом работодателя.
1 Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; 2013, № 52, ст. 6986; 2021, №, ст.) под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отиюля 2021 г. №н «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерациииюля 2021 г., регистрационный№).
Начальник департамента образования и науки
ООО "СБД"
Муштаев Максим Анатольевич
Информация предоставлена сайтом: gov.ru