Бесплатный телефон: 8-800-201-26-06

Верховный Суд против учета износа деталей в ОСАГО

Комитет по финансовому рынку Госдумы провел закрытые парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательного и нормативного регулирования ОСАГО». В ходе них выяснилось, что Верховный Суд занял сторону автовладельцев в наболевшем вопросе о выплатах пострадавшим в ДТП «с учетом износа деталей».

По окончании мероприятия, депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что «водители, имея полис ОСАГО, на самом деле не чувствуют себя защищенными, а многие страховые компании, к сожалению, придерживаются устаревшего советского подхода к сфере услуг, который емко описывается репликой продавщицы советского гастронома «вас много – я одна».

По его словам, Верховный Суд предлагает вообще отменить учет износа в ОСАГО, внеся эту новеллу в пакет поправок в законодательство об ОСАГО. Они, как мы знаем, активно обсуждаются сейчас в Госдуме в преддверии второго чтения.

Поправки подразумевают увеличение максимальной суммы (лимита) выплат пострадавшим со 160 000 рублей до 500 000 за вред здоровью, и с нынешних 120 000 рублей до 400 000 на каждого потерпевшего – в качестве компенсации материального ущерба.

Параллельно, правительство предлагает увеличить базовую стоимость полиса ОСАГО на 25%, а страховое лобби изо всех сил воюет за их рост на 40-50%. Причем, происходит это на фоне того общеизвестного факта, что страховые компании, на протяжении уже многих лет подряд, суммарно выплачивают по ОСАГО пострадавшим в ДТП за год примерно вдвое меньшую сумму нежели собирают с автовладельцев страны за тот же период.

Такое вольготное для страховых компаний положение дел сложилось благодаря, в частности пресловутому «учету износа». Когда за в щепки разбитый в аварии бампер (ну, к примеру!) страховая компания выплачивает пострадавшему не полную стоимость приобретения другого такого же, а «с учетом его износа».

Который для машины старше 8-10 лет может составить 90%. То есть на руки человек получает в 10 раз меньшую сумму, нежели требующуюся на покупку сменной запчасти! Ну не продаются в магазинах изношенные на 90% бампера.

Эта пластиковая деталь, если не бить ее в аварии, легко переживет весь автомобиль, на котором она смонтирована: машина будет уже насквозь ржавая, а самое неприятное, что случится при этом с пластиком, так это выцвестет на солнце.

Согласно казуистической теории и практике страховщиков такого, разумеется, не может быть, потому, что не может быть. Но ВС, как выясняется, предпочитает в данном случае иметь дело с логикой и здравым смыслом, а не с замаскированной эмпирически-юридическими конструкциями жадностью страховых компаний.

Помимо отмены «износа» в ОСАГО, представитель Верховного Суда предложил участникам слушаний прямо прописать в законе об ОСАГО норму, распространяющую закон «О защите прав потребителей» на ОСАГО.

Дело в том, что страховые компании уже практически «дожали» депутатов Госдумы и правительство, уговорив их вывести ОСАГО из-под распространяющейся на него сейчас юрисдикции закона «О защите прав потребителей».

То есть на данный момент автовладелец, недовольный действиями страховой компании может призвать ее к ответу в суде и добиться хоть какой-то справедливости в выплатах хотя бы с помощью этого закона.

Страховщикам, разумеется, такое положение вещей не нравится уже давно и, пользуясь грядущей модернизацией закона об ОСАГО, они намерены оградить свои и так немалые доходы еще и со стороны судебной.

Напомним в этой связи, что за прошлый год российские игроки страхового рынка собрали с автовладельцев в итоге около134 млрд, а отдали 76 млрд рублей.

Термин «около» тут употребляется потому, что на момент написания этой заметки данные статистики Российского союза автостраховщиков (РСА) за 2013 год еще не были опубликованы. Таким образом, мало кто сомневается, что страховые компании насчитают за прошлый год в рамках ОСАГО привычные 60% процентов прибыли!

Верховный Суд видимо, тоже придерживается подобной точки зрения и своими предложениями указывает на гигантский финансовый «запас прочности» сложившейся системы ОСАГО.

Совершенно справедливо не обращая внимания на тщательно распространяемые в прессе стоны страховых компаний на тему убыточности(!) данного вида бизнеса.

Вообще, по-хорошему, назревшая реформа ОСАГО может уложиться в несколько следующих пунктов.

Прежде всего, нужно законодательно дать автовладельцу право выбора формы компенсации ущерба по ОСАГО – ремонтом или деньгами. Разрешить оформление полиса ОСАГО по выбору автовладельца: «на человека» или «на транспортное средство».

Давно пора заменить бумажный полис чем-то вроде пластиковой карты и создать единую федеральную базу данных застрахованных по ОСАГО, доступную как страховщикам, так и полицейским.

Для предотвращения от безосновательного завышения тарифов по ОСАГО, на правительственном уровне ежегодно вносить их корректировки с учетом данных статистики сборов и выплат за прошедший год.

Ввести стимулирование безаварийных водителей путем снижения стоимости полиса ОСАГО не как сейчас – до 20% скидки, – а до гораздо более существенных уровней.

Ну и, разумеется, не выводить ОСАГО из под закона «О защите прав потребителей»!

Источник: http://www.km.ru/avto/2014/02/05/rossiiskii-soyuz-avtostrakhovshchikov/731487-verkhovnyi-sud-protiv-ucheta-iznosa-det

Написать письмо